Архитектура определяет будущее качество нашей жизни. За всеми стройками, чиновниками и риэлторами с одной стороны всегда стоит конкретный человек, которому необходим уютный дом и комфортное в нем длительное проживание. С другой стороны, архитектор – главный строитель и автор проектов.
Мы решили узнать мнение трех архитекторов-профессионалов о надвигающихся «сдвигах» в архитектуре, об отношении к экологичным материалам, а также материалам, произведенным в России, о тенденциях современной «кровельной» моды и многом другом.
Оленко Андрей Степанович, |
Сумин Алик, |
Зайцев Антон, |
![]() |
![]() |
![]() |
Член Союза Архитекторов России. Призер международных архитектурных конкурсов |
Архитектурное бюро Paolo Bodega (Италия). |
Победитель и участник международных архитектурных конкурсов. |
Куда, по вашему мнению, стремится архитектура малоэтажной застройки? Какие принципиальные изменения возникнут в архитектуре будущего именно в этом сегменте? |
||
|
Что касается проектирования, то этот этап станет более интерактивным, архитектор будет разрабатывать не готовые решения, а, своего рода, наборы инструментов, используя эти наборы клиент сам сможет спроектировать свой дом. Такой подход уже реализован компанией IKEA, с помощью каталогов и специальных программ на их сайте, любой человек может спроектировать интерьер своего дома без помощи профессионального дизайнера. |
Дома на деревьях, в скалах и прямо на воде станут реальными. Большие мегаполисы будут все больше и больше расширяться не только ввысь, но и срастаться с городами соседями, есть немало примеров уже в наши дни. Пригороды будут перестаиваться в города и так далее. |
Существует ли устойчивая тенденция использования в архитектуре экологичных материалов, в том числе позволяющих сберечь энергию? |
||
|
С каждым годом тарифы на все виды энергии растут, а запасы ресурсов истощаются, уже в ближайшем будущем люди будут вынуждены закладывать в проекты зданий такие решения, которые позволят сохранять или даже вырабатывать энергию, иначе эксплуатация зданий станет экономически нецелесообразной. |
Существует огромное количество людей на планете, которые придерживаются этой идеологии, это люди будущего, они понимают, что они хотят оставить после себя и стремятся к этому, а значит, есть спрос, а предложения не заставит себя ждать. |
Некоторые проектировщики высказывают мнение, что использование энергосберегающих технологий наносит больше вреда, чем сохраняют природу, предлагая воспользоваться другими методами, например, интегрировать природу в город. Беря пример с Москвы, которая поглощает пригород, как вы думаете, можем ли мы в скором времени вообще остаться и без природы, и без пригорода, то есть без малоэтажной застройки? |
||
Тезис же о том, чтобы внедрить природу в город взамен использования энергосберегающих технологий - ещё более спорен. Оба явления существуют параллельно, и вопрос о том какое же из них продуктивнее , напоминает спор о том, что полезнее ножницы или арбуз. О примере Москве. Москва поглощает существующий пригород. Это не говорит о том, что пригорода не будет. Он будет, но на новом месте и в ещё большем объёме (занимая территорию лесов). Будут ли эти леса в качестве «языков» включены в городскую ткань? Этот вопрос к политике застройщиков.
|
Но без природы мы все-таки не останемся, ровно по тем же причинам: человек всегда стремится к комфорту, даже если кому-то станет удобно застроить лес или парк, найдутся сотни людей, для которых такое строительство окажется неприемлемым, они просто выдут на акцию протеста, мы видим это уже сейчас. |
Большего вреда мы уже не сделаем, нужно переосмыслить понимание экологии и материалов и расставить приоритеты с учетом природы, а не человека и тогда природа отплатит свежим воздухом, чистой водой и здоровой пищей. Мы взаимосвязаны как никто – природа и человек, – и этот баланс нужно удерживать всеми силами. |
Как вы думаете, насколько сейчас развит рынок строительных материалов, производимых в России? По каким критериям вообще архитектор делает выбор в пользу того или иного материала, например, кровельного? |
||
Критериев выбора несколько. Буду перечислять не в порядке важности (так как важны все), и не разделяя требования архитектора и заказчика.
|
Реальность такова, что у архитектора далеко не всегда есть приоритетное право выбора. Обычно это консолидированное решение, принимают которое все заинтересованные стороны (заказчик, архитектор, застройщик). Очень многое зависит от бюджета проекта, если материалы разных производителей находятся в одной ценовой категории, удовлетворяющей инвестора, сравниваются их качественные характеристики. Иногда решающую роль играет наличие нужного цвета материала в линейки того или иного производителя. Но, повторюсь, бюджет проекта всегда оказывает решающие влияние. Это, впрочем, не означает, что дешевые материалы всегда имеют преимущество, напротив, в проекте с хорошим бюджетом и рассчитанном на определенного потребителя, такие материалы даже не рассматриваются.
|
Внешний вид и свойства материала в наши дни – главное, что от него требуется. Полагаю, что в дальнейшем появиться еще один пункт в этом списке: материал, «работающий» для вас и вашего дома. Например, кровля с элементами солнечных батарей даст дому энергию, полы с покрытием, которое при трении вырабатывает ток. Сваи, которые используют тепло земли и нагревают воду и т.д. |
Что сейчас модно при проектировании «пятого фасада? Есть ли стремления у заказчиков сделать крышу своего дома уникально-индивидуальной? |
||
|
Впрочем, если говорить о моде, я бы сказал, что сейчас модно строить практичные дома, которые требуют минимум ухода и расходов на эксплуатацию, что, в некоторой степени, противоречит стремлению к уникальности, поэтому самая простая двускатная крыша по-прежнему является самым модным вариантом. Это можно видеть и в проектах европейских архитекторов. |
|
Насколько сейчас актуально и модно использование элементов русской национальной культуры при создании проектов? |
||
Я бы назвал это одним из проявлений возрождающейся национальной самоиндификациии. То есть явлением не мимолётным, пришедшем извне (и по прошествии непродолжительного времени туда же удаляющемся). А явлением, обусловленным внутренними, а значит, и более глубокими процессами.
|
Национальные стили могли существовать лишь тогда, когда разные культуры были в большой степени обособлены, сейчас люди всего мира читают одни и те же книги, смотрят одно и то же кино, у нас у всех общая культура и общие ценности, поэтому национальные стили не могут стать действительно актуальными даже на территории отдельно взятой страны. Да, всегда будут архитекторы, использующие, например, русские орнаменты в своих проектах, но это не станет трендом. |
Но есть тенденция у очень богатых людей, делать свои усадьбы, дома и даже квартиры в русских стилях. Я видел эти работы, и могу сказать, что, пожалуй, только этот класс людей испытывает слабость «русского» направления. |
Бывает ли у вас желание предложить заказчику проект именно в таком стиле? |
||
Осознание этих предпочтений также входит в круг задач архитектора. Но этот процесс имеет большое протяжение по времени и на практике осуществим только с постоянными клиентами.
|
К примеру, мастера допетровской России использовали крайне интересную систему пропорций при строительстве деревянных домов и церквей, большой интерес представляют орнаменты и т.д. все это может быть переработано и использовано, но в исходном виде старая архитектура, причем любого стиля, конечно, не подходит для решения современных задач.
|
|
А вообще, могут ли архитекторы задать тон, повлиять на моду? Или это тон задают заказчики, подтверждая, что «архитектура – искусство зависимое»? |
||
Заказчик тон не задаёт. Если, конечно, под этим выражение понимать способность сублимировать новые течения. Он либо пытается проецировать на конкретный объект качества уже созданных другими архитекторами объектов (иногда пытаясь сочетать несочетаемое), либо доверяет воплощение конкретному архитектору, оговаривая только принципиальные вопросы.
|
В итоге моду задают лидеры профессии. Помните фильм "Дьявол носит Prada", там очень хорошо объяснили откуда взялась нелепая кофточка, одетая на героиню Энн Хэтэуэй, в архитектуре все тоже самое и проблемы те же: до конечного потребителя модные тенденции доходят с большим опозданием и часто в весьма потрепанном виде. |
Я думаю в тандеме заказчик/дизайнер, должен быть постоянный диалог и поиск подходящего решения, полностью устраивающий заказчика и отражающий знание и профессионализм дизайнера.Мода и дизайн не раз задавали тон друг другу, это очень связанная между собой история, и она постоянно переплетается и помогает друг другу, заимствуя самое лучшее. |