Интервью с экспертом || Владимир Биндеман: «Поселки таунхаусов – российское изобретение»
Оформить гарантию Прайс-лист

Интервью с экспертом || Владимир Биндеман: «Поселки таунхаусов – российское изобретение»

таунхаус
В переводе с английского языка таунхаус означает «дом в городе». Об особенностях проектирования и строительства этого вида жилья в России рассказывает известный московский архитектор Владимир Биндеман, руководитель архитектурной мастерской «Архитектуриум».

– Владимир Николаевич, что такое таунхаус по-русски?

– Одной из первых на российском рынке таунхаусы начала строить компания «Миэль-Недвижимость» – для своих же сотрудников. Первые 15 секций мы спроектировали для них в поселке «Ромашково». По большому счету, объемно-планировочное решение таунхауса очень предсказуемо: каждый из этих домов имеет две общих стены, так что на окружение «работают» только передний и задний фасады. Конечно, это существенно ограничивает архитектора, поэтому в первом же нашем проекте таунхаусов мы попробовали найти третий фасад – спроектировали плоскую кровлю, на которой организовали разноуровневые веранды. К сожалению, покупатели не оценили это решение: кровли были очень быстро остеклены, причем не все по специально разработанному для этих целей проекту, а совершенно разномастными конструкциями.
С тех пор таунхаусы стали чрезвычайно популярны и строятся практически на каждом подмосковном направлении. Сугубо российским ноу-хау можно считать поселки таунхаусов. Нигде в мире малоэтажные блокированные жилые дома не образуют целые поселения, наоборот, они являются лишь составной частью разнокалиберной жилой застройкой, как правило, выступая в роли буфера между высотными домами и индивидуальными коттеджами. На мой взгляд, строительство поселков, состоящих только из таунхаусов, во многом доводит до абсурда саму идею этого типа жилья. Ведь таунхаус – это собственный дом с небольшим земельным участком в городе!

– Но у нас таунхаус скорее позиционируется как жилье эконом-класса, предназначенное для тех, кто не хочет жить в городе, но не может позволить себе полноценный коттедж…

загородный дом мягкая кровля– Теоретически это, конечно, так… Но на практике площадь таунхауса составляет от 160 до 350 кв. м. Умножьте эти цифры на нынешнюю стоимость квадратного метра, и вы сами сможете убедиться в том, что экономичным вариантом жилья таунхаус назвать очень трудно.
Например, когда вместе с мастерской Александра Асадова мы работали над проектом поселка таунхаусов Барвиха Club, перед нами сначала была поставлена задача сделать дома эконом-класса, максимально плотно застроив территорию участка и использовав дешевые материалы. Однако за время строительства многое успело измениться. Во-первых, грунты оказались слабыми, пришлось сделать цокольные этажи, в них впоследствии запроектировали бассейны. Во-вторых, изменилась сама конъюнктура рынка, Барвиха стала очень престижным местом проживания, и таунхаусы там были в итоге проданы более чем за миллион долларов каждый.
Так что, думаю, говорить о принадлежности таунхауса к какому-то определенному классу жилья нельзя. Все зависит от направления, от расположения в поселке, от площади таунхауса, наконец.


– Какие требования предъявляются к архитектуре таунхаусов?
– Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. К сожалению, не архитектура сегодня определяет успех проекта. Есть поселки, которые удачно проданы, но их архитектура, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Понятно, что максимальный выход площадей дает размещение таунхаусов параллельными рядами, но такая планировка навевает скуку и рождает неприятные ассоциации с концлагерем. Я много раз пытался предложить застройщикам более интересные варианты блокировки домов, но они неизменно отвечали мне: «Здорово, но в когда-нибудь следующий раз». Но, думаю, это время уже не за горами. Рынок постепенно насыщается, покупателю хочется разнообразия, и жизнь «окна в окна» его уже не устраивает. Рано или поздно инвесторам придется нарушить столь милый их сердцу принцип максимальной экономии и начать блокировать таунхаусы Г-образно, П-образно или даже криволинейно, иначе они потеряют покупателя.


– Одной из главных особенностей таунхауса является то, что пожелания к архитектуре формулирует не будущий жилец (конечный потребитель), а инвестор. Как это сказывается на процессе проектирования?

поселок 
таунхаусы– Хорошо еще, если инвестор один! А если их целое партнерское братство?! И все они стараются угадать веяния времени и потребности покупателей, а в результате получается совершенно усредненный и обезличенный проект. Архитектура стала товаром, и к таунхаусам это относится в первую очередь. В Москве инвестора еще можно усмирить требованиями к окружающей застройке и градостроительным советом, в индивидуальном загородном строительстве все зависит от вкуса заказчика и таланта архитектора, а таунхаус – это некое среднее звено, где архитектура никого не заботит. В этом смысле очень показателен один из моих инвесторов, который всегда мне говорит: «Я не хочу заниматься воспитанием вкуса у публики, я хочу продать свои дома и потому буду строить то, что любят люди. И если люди любят сарайчики с палисадником, значит я буду строить именно их».

– Но продалась же Барвиха club, архитектуру которой никак не назовешь безликой!

– Я тоже всегда говорю это инвесторам, но они отвечают: на Рублевке можно, а на всех других направлениях нельзя. Проблема в том, что застройщики уверены: современная архитектура стоит очень дорого. Это в корне неверно, но заказчики в это вникать не хотят, темп погони за прибылью таких раздумий не допускает. Приведу конкретный пример. Сейчас мы проектируем поселок таунхаусов на Новорижском шоссе. Поселок строится вплотную к дороге, и поэтому мы предложили сделать шумозащитные дома, имеющие один глухой фасад, обращенный к проезжей части. К этому фасаду примыкают только лестницы, туалеты и прихожая, тогда как все жилые зоны ориентированы на тихие озелененные участки. Казалось бы, оптимальное решение проблемы! Но инвестор отклонил этот вариант, настаивая на том, что такая нестандартная архитектура отпугнет покупателей.


– В европейских странах появление таунхаусов в свое время принципиально изменило подход к малоэтажному строительству и способствовало формированию новых стандартов качества. Можно ли то же самое сказать о России?

руфлекс– Видите ли, проблема в том, что пока таунхаус фактически не стал типом застройки. Каждый строит кто во что горазд. Даже само это слово не фигурирует ни в каких официальных градостроительных документах, его используют только журналисты и архитекторы. Вот когда таунхаусы начнут строиться не только в Подмосковье, но всех крупных и малых городах России, когда ответственность за их внешний облик возьмут на себя не только застройщики, но и власти, можно будет говорить о формировании новых стандартов качества малоэтажного жилья. Пока же система градостроительного регулирования не отлажена, таунхаусы продолжат развиваться стихийно. Самое обидное, что при этом мы, проектировщики отдельных территорий, не имеем возможности проконтролировать конечный результат: покупатели оформляют таунхаус в собственность и начинают его перестраивать, остеклять веранды, изменять высоту заборов, и первоначальный планировочный замысел изменяется до неузнаваемости.

Похожие статьи