Символ, который живет на крыше
Оформить гарантию Прайс-лист

Символ, который живет на крыше

Люди издревле занимаются украшательством, делая всё вокруг себя красивее и обязательно добавляя во всё «изюминку», неповторимую индивидуальность, отражающую их внутренний мир. А начинается всё, как правило, с жилища, с его внутреннего убранства. После чего руки доходят и до внешней атрибутики.  Как говорится, покажи мне, как выглядит твой дом, – и я скажу тебе кто ты! Наличники на окнах, оформление фасада и крыльца и, конечно же, украшения на кровле. На них и остановимся.

Первое предназначение «крышных» украшений – защита от злых духов и надежда найти защитника своему дому в виде фигурки животного. Вера в покровительство божественного помогала людям преодолеть страх перед непреодолимыми силами и ненастьями, будь то пожары, войны, болезни или недружелюбие соседей.  Такие элементы изготавливались индивидуально для конкретного жилища и были уникальны. Крепились украшения в основном на коньки (в начале и в конце конька), на заглушку конька, на башенные шпили,  на карнизную и вальмовую черепицу. Лишь много позже декоративные элементы стали производить серийно.

Добрая традиция и архитектурное направление

Сформировавшаяся традиция этого украшательства характерна для многих стран, и во многих даже документировались, поскольку эти «детали» не только демонстрировали положение владельца в обществе и его достаток, но и носили в себе данные об истории и происхождении здания.  Оригинальные, одного стиля украшения крыши становились приметами целых городов и стран, жители которых привносили свои особенности, обычаи и нравы в эти кровельные традиции. Например, в Китае кровельные украшения выполняли одновременно две функции: функцию декоративного элемента и функцию поклонения высшим силам с целью защиты от опасностей и улучшения здоровья. А кровельные фигурки драконов и змей, которые в Европе имели негативное значение, за исключением славянских народов, в Китае считались главными символами здоровья. Русские деревянные терема и белокаменные палаты в старину венчали крутые скатные крыши, коньки и карнизы которых сами по себе уже представляли произведения декоративно-прикладного искусства, но также украшались и коваными навершиями. В архитектурном направлении апофеозом декорирования крыш и зданий в целом считается модерн.

Петух, кошка или дракон?

Украшениями для кровли служили фамильные гербы и флаги, а сегодня наиболее популярны различные фигурки птиц и животных, ангелы, знаки зодиака, сказочные персонажи и мифические существа.  Интересно, что петух на коньке во все времена считался предвестником удачи, чутким  защитником от злых духов. Ведь в языческом прошлом Западной Европы петух был символом мира и согласия. Однако после принятия христианства петух ассоциировался с пробуждением души, стал знаком священника. Поэтому после того как в IX веке фигурка петуха появилась на крышах церквей, в народе его стали воспринимать как защитника дома, приносящего счастье. Он являлся также символом бдительности и защиты от пожаров. Позднее петуха устанавливали и на крышах зданий, которые имели для крестьян и помещиков большое значение, например, на крыше зернохранилища или хлева.

Кошка как символ домашнего очага и уюта стала популярной в 19 веке, да и по фэн-шуй кошка – символ защиты и силы.  А фигурка ведьмы берегла дом от сглаза. Мода на дракона пришла из Китая, где он является символом счастья. Фигурка совы или филина на коньке крыши имеет двойной смысл: с одной стороны, считается, что сова приносит мудрость и опыт в тот дом, чей конек она украшает; с другой стороны, сова – ночная птица, которая охраняет дом в то время, когда хозяева спят. Поместив фигурку орла на крыше, люди верили, что он принесет стабильность и надежность настоящей и будущей жизни в доме.

Живой флюгер

Один из самых аккуратных видов кровельных украшений – флюгер, который не просто определяет направление и силу ветра, но и является своеобразным талисманом, символом дома. Само слово «vleugel» в переводе с голландского означает «крыло», и точно – флюгер будто живой и движим ветром. 

 Интересно, что первые флюгера появились на мачтах кораблей, и лишь много позже перекочевали на крыши домов.

Флюгер состоит из вертикальной оси, на которую надета втулка и прикреплена небольшая металлическая пластинка (называемая флюгаркой). Она поворачивается вокруг вертикальной оси по направленности ветрового потока. Скорость ветра измеряется по отклонению от отвесного положения другой металлической пластинки. В конструкции флюгера важную роль играет противовес, крепящийся к флюгарке. При воздействии ветра флюгарка устанавливается в плоскости ветрового потока, противовесом навстречу ветру. В оформлении флюгера присутствует и «роза ветров». Она укреплена в основании флюгера, и предварительно сориентирована по компасу либо полярной звезде.

В старину на Руси существовал типовой проект кованого флюгера: на нем должен был присутствовать просеченный год застройки, противовес с завитком спирали, переходящим в трехлистник, роза ветров с латинскими буквами и традиционное яблоко, выполненное из листового металла.

 

Там, где лучше смотрится

Важно также место расположения декоративного элемента на кровле.  Так, украшение карнизного свеса не так популярно, как украшение конька, однако этот вид декорирования смотрится не менее эффектно. Карнизный свес выполнял функцию отвода воды с кровли до того, как появились водосточные желоба. Со временем свес крыши, помимо своей функциональной обязанности, приобрел статус важного места для крепления украшений и символов религиозного поклонения, особенно этот вид декорирования кровли был распространен в Греции.

Но основным местом расположения украшений был и остается конек. Это связано с религиозными представлениями: конек – самая верхняя точка здания, а значит, ближе всего находится к небу. Часто начало конька и его конец украшали декоративными элементами: знаками могущества, благополучия или защиты от темных сил. Именно начальный коньковый элемент стал тем местом, где наиболее ярко проявилась вся многогранность языка символов – языческих и христианских. Скульптурные изображения голов животных и цветы являются типичными украшениями на начальной коньковой и хребтовой черепице. Хребтовые коньковые черепицы часто украшали лепниной. Она создавала впечатление сползающей вниз змеи, сороконожки, гусеницы или мифического существа – в зависимости от того, чье изображение было на начальной хребтовой черепице.

Очень редко в наше время можно встретить «коньковый гребень». Он устанавливался на двускатных крышах и представлял собой довольно массивное украшение конька, своеобразную корону, которая издалека привлекала внимание к зданию. Сам «гребень» – это высокий элемент, состоящий из растительного или геометрического орнамента. Как правило, по краям такой «гребень» замыкали шпили.

Украшение для крыши может привнести нотку изысканной привлекательности и благородной роскоши.  Дизайнеры уверены, что украшение крыши необычной деталью превращает обычный загородный дом в оригинальный особняк с индивидуальным дизайном. Ведь особенное украшение кровли подчеркивает чувство стиля, характер и вкус хозяев дома.

Особенно интересно будет смотреться украшение на изысканной, необычной и эстетичной кровле. Фактурное, играющее различными оттенками кровельное покрытие, такое как новый материал ТД "Руфлекс" - RUFLEX ESTEN - заставляет обратить внимание на изящество и оригинальность всего строения. Гибкая черепица RUFLEX ESTEN - двухслойный материал увеличенной прочности и удивительной красоты. Кровля с материалом RUFLEX ESTEN, украшенная фигуркой или флюгером, - необычайное отличие Вашего дома!

Похожие статьи